
Автор: Кама Творогова
Порой мне задают вопросы, так или иначе связанные со сравнением раннего массажа и массажа медицинского. Хочется прояснить этот момент.
Ранний массаж – это не медицинский массаж.
Он не заменяет, а дополняет работу специалистов.
Самое главное различие между ранним массажем и массажем медицинским – это их предназначение. Целью медицинского массажа является лечение конкретных отклонений в здоровье или так называемое общее оздоровление организма. Задача же родительского массажа – в первую очередь общение между взрослым и ребёнком. В сущности, ранний массаж – это на самом деле один из важнейших и эффективнейших способов для здорового формирования привязанности в семье. Такая миссия не менее серьёзна и глобальна, чем забота о физическом здоровье, ведь глубокая привязанность между детьми и родителями – основа психологического здоровья каждой семьи и общества в целом. О привязанности я уже писала и ещё напишу, а сейчас хочу остановиться на том, чем эти техники отличаются именно с медицинской точки зрения, специально для тех, кого, как и меня когда-то, интересует этот аспект.
Как детский массажист и врач-педиатр я могу сказать так: если ребёнок полностью здоров, то ему вполне достаточно будет материнского массажа. Но если у малыша есть какие-либо сложности в здоровье, по поводу которых врачи назначают массаж, то тут, конечно, надо дополнительно обращаться к специалисту.
В раннем массаже IAIM руки матери обращаются ко всем областям тела ребёнка, кроме шеи и волосистой части головы. По головке детей и так часто гладят, а мануальную работу с ней я здесь рассматривать не стану. Но вот про шею скажу: она обходится совершенно сознательно. Это очень хрупкая область, работать с ней без специальных знаний нельзя. Особенно она уязвима у детишек, которые не будут лежать спокойно, как взрослый, а станут вертеть головой во все стороны. Так что мы никогда не учим работать с шеей, инструктор раннего массажа не покажет вам, как устранить кривошею, например. Это – дело специалистов, детских массажистов и остеопатов.
Точно так же мы не пытаемся лечить грыжи (пупочные, паховые) или «окологрыжевые состояния» (расширенное пупочное кольцо, расхождение прямых мышц живота и т.п.). В технике раннего массажа есть движение, которое мы не рекомендуем делать при пупочной грыже, о чём инструктор обязательно предупреждает на занятии.
Все остальные движения универсальны для всех детей, только их соотношение может варьироваться при различных изменениях мышечного тонуса. Об этом инструктор тоже говорит на курсе.
В раннем массаже практически нет разминаний, нет растираний и вибрации. Все его движения – это поглаживания (основные 4 массажных движения – это поглаживания, растирания, разминания и вибрация). Когда я, детский массажист, пришла как мама на курс раннего массажа, то поначалу была несколько разочарована: мне казалось, что такой массаж не должен быть эффективен, что воздействия на тело ребёнка слишком ничтожны, потому что нет проникновения в глубину.
Но когда я стала его делать своими руками дочери, то увидела, что это – работает. И дальше, обучаясь на инструктора, проводя занятия в группах, я только больше в этом убеждалась. Мамы, которые прошли курс, не дадут соврать: этот, казалось бы, очень лёгкий массаж производит мощный терапевтический эффект! Меня поразила сила поглаживания, которое мне всегда казалось только подготовительным приёмом перед другими, более серьёзными приёмами.
Так что чем дальше, тем больше я убеждаюсь в том, что ранний массаж IAIM – действительно универсальная методика. Она безопасна, её спокойно можно дать в руки человеку без медицинского образования и вообще без всякого образования. Она эффективна как массаж и уж тем более эффективна как инструмент для формирования привязанности. Она проста в исполнении, легко запоминается и воспроизводима в любых условиях.
Все инструкторы IAIM преподают эту методику по единому образцу во всём мире, но в то же время эта техника удивительно пластична, её можно подстроить под любого ребёнка. Даже инструктором может стать любой человек, у которого есть настоящее желание этим заниматься. Для прохождения инструкторского курса нет необходимости иметь специальную подготовку, хотя очень многие инструкторы приходят или из медицины, или из психологии, или из каких-либо других профессий, связанных с детьми. И, конечно, почти у всех есть свои дети. Инструкторский курс – задача не из простых, а в сочетании с дипломной работой он гарантирует, что случайных людей среди нас нет.
Так что, выбирая для себя и своего ребёнка инструктора, ориентируйтесь в первую очередь на личные симпатии и/или территориальное нахождение залов, где проходят занятия.
Комментарии