Международная Ассоциация Раннего массажа

Российское представительство

Статьи

3 Уникальных игры для развития эмоционального интеллекта ребенка

1

12176

Автор: Юлия Белова juliabelova.ru

«Вы что не слышите, как ваши дети шумят?» — сказала раздраженная бабушка, грубо окликая меня в маршрутке. При этом она разговаривала по телефону и кого-то сильно отчитывала, а дети мои даже не плакали, а смешили друг друга, по-детски, заливаясь задорным хохотом. «Надо же» — сказала моя пятилетняя Алиса, — а в нашей семье радоваться — это здорово!»

Бабушка — это только пример. Какое количество родственников, прохожих и соседей воспитывают нас, родителей, на предмет не только громких звуков, но и эмоций наших детей: «Не кричи», «Не плачь», «Громко смеешься», «Шумишь», «Не злись»…

А ДЕТСКИЙ ПЛАЧ? —

Это вообще самая животрепещущая тема наших занятий по материнскому массажу!

«Объективно плач новорожденного — звук не такой уж громкий и резкий. Особенно для жителей большого города, который постоянно живет в шуме — ну чем таким может поразить его крохотный человечек по сравнению с дрелью соседа, грохотом метро, ревом взлетающих самолетов, треском мотоцикла, музыкой, грохочущей отовсюду?

Однако от любого из этих звуков, хоть и неприятных, мы можем как-то абстрагироваться. Научиться не слышать, не замечать и даже спать под них. Говорят, во время войн люди и под кононаду засыпали.

А от плача младенца абстрагироваться мы не можем. Он проникает «в самую печень», он «мертвого поднимет», он попадает в какой-то такой диапазон частот, который пробуждает в нас инстинкт заботящегося взрослого.  Голос этого инстинкта неумолим. Не важно, что ты устал и хочешь спать, или болен, не важно, что ты занят чем-то другим, не важно, хочешь ли, можешь ли, — быстро, прямо сейчас, все бросил, встал и пошел к ребенку.

Это действует, даже если плачет чужой ребенок: мы оглядываемся, беспокоимся, а уж если наш, мы готовы на что угодно, лишь бы прекратилось: кормить, согревать, мыть, качать — все, что нужно, чтобы младенец был жив и здоров».

(Л. Петрановская «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка»)

Беда современного общества в том, что в нем очень много взрослых, не умеющих смешивать свои чувства, лишенных способностей к внутреннему конфликту.

Чувства — это движущая сила для умственного развития ребенка, основа для развития глубины и перспективы во многих областях его роста, включая зрение, тонус мышц, сенсорную интеграцию, решение задач, развитие полушарий мозга и так далее.

«Эмоции играют центральную роль в человеческом развитии и даже в росте самого мозга. Эмоциональный мозг — это основа благополучия.

Только человеческие существа способны чувствовать эмоции, и эта способность оказывается необходимой предпосылкой для того, чтобы стать полноценным и гуманным человеком… Чтобы чувствовать эмоции, их надо выражать, называть и до некоторой степени защищать от травмирования».

(Гордон Ньюфелд «Ключи к благополучию детей и подростков»)

В этой статье я НЕ буду разбирать, с чем связано порицание эмоций мира детей в мире взрослых. Мы из поколение в поколение передаем детям свои собственные установки, стереотипы, «паттерны» поведения, которые получили в детстве от своих же родителей.

В этой статье я помогу вам сделать так, чтобы ваши детки знали больше о своем эмоциональном мире! Ведь залог детского здоровья — это успешное эмоциональное развитие, способность к эмпатии, созиданию, умение управлять и контролировать свои чувства, выражать их.

Р.S. Именно поэтому в свою программу по рисованию песком я иногда ввожу уроки по творческой терапии (цикл творческих занятий «Грамматика Чувств»)!

Мир, в котором мы живем, заставляет нас испытывать очень разные переживания — от самых положительных до самых отрицательных. Сегодня человек полон радости и любви, он испытывает счастье и покой, но приходит время, и он чувствует себя несчастным, у него что-то болит, ему грустно, он впадает в отчаяние. Когда мы не понимаем своих чувств, мы теряем целостность и создаем дисбаланс и дистресс, которые оказывают отрицательное влияние на нас самих и на тех, кто нас окружает. Когда мы понимаем свои чувства, то естественным образом происходит исцеление: наша жизнь движется к гармонии, радости и покою. Именно такую жизнь мы желаем себе и своим детям!

Но было ли у вас такое: начитавшись про пользу развития эмоционального интеллекта у ребенка, вы спрашиваете его о чувствах, а кроме слов «радость» и «грусть» ничего больше не приходит на ум ни вам, ни ребенку? Вы задаете ему коучинговые вопросы, а на вопрос: «Что ты чувствуешь?», — ребенок мычит что-то типа: «Ничего» или «Не знаю»…

Если это вам знакомо, то читайте обязательно дальше!

ЭТИ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА — ШПАРГАЛКИ ДЛЯ ВАС О ТОМ, КАК ЗАВЯЗАТЬ ИНТЕРЕСНЕЙШИЙ РАЗГОВОР ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ ВАШЕГО РЕБЕНКА!

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. ИГРА №1. «ГРАММАТИКА ЧУВСТВ».

Для игры вам понадобятся:

  1. Обычная гуашь, акварель (мы использовали любимый песочек — делим круг, нарисованный циркулем, на 12 секций и предлагаем ребенку).
  2. Мне нравятся дидактические карточки для занятий с детьми издтельства «Маленький Гений»: на обратной стороне каждой картинки — очень интересная информация. И можно записывать свои наблюдения и ответы ребенка.
  3. Начните занятие с беседы по карточкам: расскажите, как называются те или иные эмоции (оказывается, детки дошкольного возраста действительно зачастую кроме радости и грусти ничего другого не знают).

Спросите: когда ребенок испытывал эту эмоцию? Будьте готовы слушать всем сердцем, все, что дети хотят вам сказать! И записывайте! Увидите: столько всего откроется вам!

  1. Предложите ребенку придумать каждой эмоции свой цвет. Удивительно, как дети интуитивно выбирают светлыецвета — для положительных эмоций, и темные — для негативных. Избегайте любых оценочных высказываний и подсказок, пусть ребенок решает сам, какой цвет ему хочется использовать.

Если малыш хочет выбрать черный цвет для радостного сектора — не пугайтесь, позвольте ему это! Возможно, у него сейчас такое настроение, понаблюдайте за ребенком. Пишите в комментариях о своем опыте, о своих открытиях с малышом!

Ваша задача — предложить ребенку богатый выбор цветов и их оттенков. Цветной песок, гуашь, акварель, не важно — творческий подход никто не отменял!

Так, у вашего малыша получится своя собственная «Звезда чувств». Можно повесить картинку над кроваткой и беседовать вечерами о том, что произошло за день.

Вы услышите, когда ребенок расстроился, обрадовался, обиделся или удивился. Не это ли самый большой дар для близких — почувствовать под конец дня такое доверие, близость и бесконечную любовь друг к другу?

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. ИГРА № 2. «ДЕТЕКТИВ».

Когда вы стоите в очередях или едете в транспорте, мы с Алисой очень рекомендуем вам играть в эту игру! Это не только средство развития эмоционального интеллекта, а еще и способ скоротать время в пути!

Правила просты: сидя в метро, вы с ребенком ищете «подозрительных» личностей. Ну вот прям разных. И выбираете вместе среди толпы любого человека! Потом начинаете «шептаться» с ребенком: сколько лет этому человеку? В каком он эмоциональном состоянии? Есть ли у него дети? Сколько? Какой он по характеру? Женат/замужем ли? Где работает?

Это развитие «сонастройки» — и есть развитие эмпатии, сопереживания у ребенка, умения понимать и чувствовать ближнего, его эмоциональное состояние. Сколько супружеских ссор, обид и разводов случается от непонимания, от отсутствия «сонастройки», от неумения чувствовать хорошее или плохое настроение человека, его усталость, его боль.

А сколько интересных познавательных бесед рождается во время игры «Детектив»! Например, какие были у нас:

-О том, могут ли быть у человека внуки, если нет детей? 🙂

-О том, откуда появились люди?

-И даже о религии ислам и головных уборах (в метро ехали мусульмане),

-О чувствах дяденьки, который, нам показалось, часто сердится на своих детей и внуков.
Увлекательнейшая игра, даже радуюсь за тех, у кого есть возможность ездить в общественном транспорте!

А в развитии многообразности слов вам поможет следующая игра:

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. ИГРА №3. «ШЕПТАЛКИ».

О вечерней нашей практике «шепталок», ежедневно словно вдыхающих жизненную силу в ребенка, и так влияющих на его эмоциональное, да и умственное развитие, я много писала в своих статьях.

В нашей семье вечер обычно посвящен качественному общению близких людей, я каждый раз удивляюсь, сколько всего, благодаря «шепталкам» и материнскому массажу, дети готовы нам рассказать, если мы будем их слушать!

Поговорите с ребенком в конце дня о том, какие чувства испытывал он сегодня.

Если вам сложно, начните с универсального вопроса: «Что самого хорошего случилось с тобой сегодня?», «Что самое плохое произошло в этот день?». Ежедневно задавая такие вопросы, вы увидите, как ребенок учится анализировать себя, свою жизнь, свои чувства, успехи и неудачи.

Если ребенок не умеет распознавать свои эмоции, как он будет счастливым? Вы же желаете счастья своим детям? Уверена, что, если вы дочитали статью до этого момента, это так! Именно в дошкольном возрасте, после 4 лет, детки овладевают способностью обозначать свои чувства и эмоции. Поэтому после 4 лет — прекрасная пора для перечисленных здесь игр.

А когда у вас не находится слов, чтобы облечь чувства в слова, для описания чувств, для пополнения словарного запаса ребенка, воспользуйтесь этой шпаргалкой! В этой таблице перечислены ваши возможности бесед с ребенком об эмоциях, она может стать полезной «палочкой-выручалочкой» для развития эмоционального интеллекта малыша, поможет вам облечь многообразие человеческих чувств в слова!

И знаете ли Вы, что 50% слов русского языка состоят из слов об эмоциях и чувствах? Представляете, как важно для развития речи ребенка знать, понимать и пополнять эмоциональный словарь?

ВОТ ТАКОЙ СИНОНИМИЧЕСКИЙ СПИСОК СЛОВ ВАМ В ПОМОЩЬ!

ЧТО ЧУВСТВУЕТ ВАШ РЕБЕНОК?

⇒ УМИРОТВОРЕНИЕ, ГАРМОНИЯ

Мы можем чувствовать: спокойствие, концентрированность, совершенство, свободу, самоисполненность, ясность, целостность, безмятежность.

⇒ ПРИНЯТИЕ СЕБЯ И МИРА КАК ЕСТЬ

Сострадание, сочувствие, участие. Восхищение, дружелюбие, нежность, радость, открытость, сопреживание, защищенность, всепонимание, любознательность.

⇒ БЕССТРАШИЕ

Тяга к приключениям, готовность «к бою», концентрированность, креативность, решительность, бесшабашность, самоуверенность, авантюризм, ощущение счастья, независимость, открытость, восприимчивость, позитивность, мотивация к действиям, уверенность в себе, сила, энергия.

⇒ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

Надменность, равнодушие, отчужденность, хвастовство, превосходство, язвительность, презрительность, брезгливость, пренебрежение, высокомерие, осуждение других, ощущение собственной правоты, грубость, жестокость, самоудовлетворенность, снобизм, тщеславие, несогласие.

⇒ ГНЕВ

Агрессивность, разочарование, желание спорить, требовательность, отвращение, дерзость, неуравновешенность, злость, нетерпение, ненависть, ревность, сумасшествие, ярость, свирепость, грубость, упрямство, упорство, негодование, возмущение, обида, неистовство, вспыльчивость, жестокость.

⇒ ЖЕЛАНИЕ

Это детское «Я хочу!». Неодолимое влечение, страстное желание, потребность, изоляция от общества, потеря контроля над собой, зависть, жадность, нетерпение, потребность в чем-то, всеохватывающая страсть, беспокойство, эгоизм, злость.

⇒ СТРАХ

Чувство волнения, тревоги, подозрительность, трусость, сомнение, ужас, дурное предчувствие, незащищенность, закомплексованность, нервозность, паника, испуг, неуравновешенность, стыд, скептицизм, чувство преследования, напряженность, беспокойство, боязнь провала и унижения, чувство скованности, ограниченности.

⇒ ГОРЕ, БОЛЬ.

Мы можем использовать здесь такие слова как покинутый, оскорбленный, обиженный, униженный, пристыженный, печальный, испытавший предательство, тоску, страдание, обманутый, выбитый из колеи, беспомощный, сердечная рана, плюнули в душу, отверженный, одинокий, потерянный, испытывающий меланхолию, угрызение совести, непонятный, сожалеющий, несчастный, грустный, горькое раскаяние, разочарование.

⇒ АПАТИЯ

Многие наши эмоции и чувства являются следствием или отражением апатии. Когда мы спрашиваем себя, что мы чувствуем, мы можем описать это состояние: скука, безразличие, душевный холод, отрешенность, тупик, разочарование, депрессия, нерешительность, крушение иллюзий, опустошенность, рассеянность, тщетность, безнадежность, мрачность, нерешительность, индифферентность, лень, провал, утрата, потерянность, негатив, потрясение, беспомощность, шок, подавленность, усталость, бесполезность, никчемность. Это все подвиды апатии.

Разберите каждое прочитанное слово: поговорите с ребенком, понимает ли он, что значит то или иное чувство? Приведите пример, когда такие эмоции возникали лично у вас. Дети очень чутки к пониманию эмоций мира взрослых. Они — врожденные искренние эмпаты и «сопереживатели», готовые держать эмоциональный контакт с другим человеком, смотреть на вещи с его точки зрения, очень хорошо умеют сочувствовать другим людям.

ЭМПАТИЯ. СОПЕРЕЖИВАНИЕ. «КОНТЕЙНИРОВАНИЕ» ЭМОЦИЙ.

Наблюдали ли когда-нибудь, как детишки до года, слыша плач своих ровесников, тут же тоже начинают заливаться в плаче? Это врожденная склонность к эмпатии и сопереживанию к другим людям, которую мы, взрослые, обязаны взрастить и не «затоптать» в своих детях, давая им возможность в полной мере испытывать счастье от полноты жизни, общения, понимания себя и других людей.

Феномен детско-родительского взаимодействия хорошо описали британские психоаналитики. Так, У.Р. Бион глубоко исследовал характер взаимоотношений ребенка с матерью. По его мнению, в общении с младенцем мать выполняет функции своеобразного «контейнера» — она вбирает непонятные и вызывающие тревогу переживания и чувства, делает их осмысленными и безопасными и возвращает по назначению.

Вот такое «контейнирование» может широко использоваться родителями уже с младенческого возраста детей. В этом ключе становятся так актуальны работа над собой, ваша реакция на эмоции своих детей и эти игры, описанные в статье! Погуглите слово «контейнирование»  — найдете много интересного о взаимоотношении родителей и детей.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА —

ЭТО ЕСТЕСТВЕННЫЙ СПОСОБ НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ РЕШАТЬ ИХ ПРОБЛЕМЫ, КОНТРОЛИРОВАТЬ ЖЕЛАНИЯ, УПРАВЛЯТЬ ЭМОЦИЯМИ, СМОТРЕТЬ НА ПРОБЛЕМУ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ, ОБСУЖДАТЬ РАЗНОГЛАСИЯ И ОБЩАТЬСЯ ДРУГ С ДРУГОМ.

И всему этому можем научить их мы, взрослые!

Если вы поиграли в эти игры, и у вас есть, чем поделиться в комментариях, пишите! Давайте обмениваться опытом!

Комментарии

Добавить комментарий для Алина Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Алина:

    Очень хорошая статья! Спасибо!