Международная Ассоциация Раннего массажа

Российское представительство

Статьи

Секреты эффективного родительства, или Что нужно детям для успешного развития?

0

362

Юлия Белова, juliabelova.ru

Ребенок вертит в руках новую Петрановскую.

— Мама, про что эта книжка?

— Про воспитание детей.

— (с ужасом) Ты что, хочешь нас воспитать? (Из интернета)

Сегодня стало модно фокусироваться на стратегии родительства, поэтому родители часто сосредотачивают больше внимания на мгновенном решении возникшей проблемы с ребенком, не думая о том, чего хотят достичь в итоге. Взрослые часто забывают о главных целях родительства — быть в хороших отношениях с детьми, а не манипулировать и управлять их поведением.

В этой статье я хочу синтезировать несколько глубоких теорий развития ребенка, которые покорили мое сердце в свое время — это теория привязанности канадского психолога Гордона Ньюфелда и труды Юнга, Фрейда, Пиаже и Эриксона. Эти психологические теории похожи по сути: все говорят о любви, понимании и наблюдении за детьми, за их тонкой природой.

Но именно эти знания и новый опыт общения со своими детьми посредством прикосновений однажды перевернули мой родительский мир! Благодаря привязанности, мне открылась новая жизнь мамы, наполненная гармонией и пониманием своих детей. Ведь чтобы воспитывать ребенка — его важно, в первую очередь, понять, почувствовать его уникальные особенности и увидеть сильные стороны. Для этого взрослым и детям важно находиться в отношениях привязанности.

Что такое привязанность? Гордон Ньюфелд, психолог, автор книг о привязанности, пишет:

«Это сила притяжения, соединяющая два тела друг с другом. Выражена ли она в физической, электрической или химической форме, это самая мощная сила во Вселенной. Мы принимаем ее как должное каждый день на протяжении всей жизни. Она притягивает нас к земле и собирает наши тела в единое целое. Она соединяет частицы атома вместе и удерживает планеты вокруг Солнца. Она придает Вселенной форму».
Несмотря на моё педагогическое образование и прочитанную уйму книг, для понимания теории привязанности мне остро не хватало практики. Смущало слово «теория» и возникал вопрос: как и через что все эти ньюфелдовские «схемы и графики» можно применить? Я пришла к выводу, что излишняя теоретизированность педагогики не всегда приносит пользу родителям. Хотя теория Ньюфелда интуитивно откликалась в душе, показалась сразу такой важной и актуальной не только для меня, но и для других. На занятиях IAIM и в своих статьях теперь я стараюсь любые психологические теории пропустить через себя и сделать понятными для мам и пап.

Возникал ли у вас сакраментальный вопрос: для чего нужна привязанность? Чтобы «привязать» к себе ребенка? Вырастить «маменькиного сынка», избаловать? А как потом «отвязать» от себя? На занятиях с родителями я эти вопросы слышу постоянно, особенно часто от пап. Хочу развеять многие сомнения:

ПРИВЯЗАННОСТЬ НУЖНА ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА!

Американский психолог Эрик Хомбургер Эриксон много писал о самовосприятии и способности к развитию у маленьких детей. Эриксон считал, что развитие человека с рождения до старости состоит из нескольких стадий, в которых есть особенности и «проблемы». В соответствующем детском возрасте появляются разные потребности и способности.

В этой статье я расскажу о привязанности с точки зрения возрастных психологических особенностей ребенка. Это станет вам подспорьем не только для воспитания, формирования качественных детско-родительских отношений, но и для развития вашего ребенка!

«Когда у ребенка есть свобода от поиска и сохранения близости или единения, у него появляется бьющая ключом энергия дерзновения, выражающаяся в спонтанном формировании отдельных границ, поиске независимости, предрасположенности изучать мир вне своих привязанностей. Это переключение энергии наступает с большей вероятностью, если у ребенка установлена безопасная «база» дома». («Ключи к благополучию детей и подростков». Гордон Ньюфелд)

Ребенок постоянно проверяет себя в отношениях с окружающими, отсюда — детские кризисы, истерики и конфликты. От родительской способности решать проблемы, сохранять душевное равновесие, понимать и поддерживать ребенка, зависит развитие и будущая зрелость маленького человека.

Школа или детский сад в идеале должны быть продолжением семьи. Важно быть уверенными, способны ли взрослые, которые находятся рядом в течение дня, понять ребенка и разобраться в его нуждах. Хорошо, когда педагоги, кроме образования, имеют способность сопереживать, интуицию, знания о теории привязанности и возрастных особенностях детского психического развития.

А для родителей информация о психологии детей приобретает ещё большую ценность, потому что взрослые — самые эффективные учителя и воспитатели для своих любимцев! И здесь не надо далеко ходить: никто не любит ваших детей так сильно, и никто не готов ради них на такие великие подвиги, которые вы совершаете ежечасно ради любимой семьи!

Да, да! Я постоянно наблюдаю, как материнство и декретный отпуск в корне меняют жизнь молодых мам. Родители способны меняться и преодолевать трудности, расти, работать над собой, но ни ради себя, ни ради других, а только ради своих детей!

Помните, что обучение и воспитание следуют за отношениями с детьми! В первую очередь, — отношения!

Проанализируйте ваши разговоры с детьми: большая часть общения с ними беспрестанно сводится к тому, что мы влияем на их поведение, хотим, чтобы они что-то сделали, чему-то научились. Как редко цель общения с детьми — просто взаимная радость и совместное счастье!

Сместив фокус своего мировосприятия, ставя во главу угла отношения, родители, как главные эксперты по своим детям, интуитивно находят выход из кризисных ситуаций!

ИТАК, ЭРИКСОН ВЫДЕЛИЛ 3 ЭТАПА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА:

  1. ДО 2 ЛЕТ: «Я ЕСТЬ ТО, ЧТО Я ДЕЛАЮ».

Первые два года жизни — самые важные! В этом возрасте ребенок нуждается в любви заботящихся о нем взрослых. Дети до года не воспринимают себя отдельно от родителей, они видят себя как «часть» тела своей мамы, как её «руку» или «ногу». Только представьте, что ощущали наши мамы, когда в советское время наши бабушки отдавали своих детей в детский сад в 2 месяца от роду?!

Ребенку с рождения так важен физический контакт! Нет жизни без прикосновений. Мы можем прожить без слуха, без зрения, но без осязания мы умираем…

«Прикосновения и массаж — это пища для ребенка. Пища, столь же необходимая, как витамины, минералы и белки. Лишенные пищи имя которой любовь, дети могут умереть. И иногда так и происходит». (Фредерик Лебойе)

До 2 лет в сознании ребенка вырабатывается доверительное или недоверчивое отношение к жизни. Через доверие к родителям и к миру вокруг формируется привязанность. Если физиологические и эмоциональные потребности малыша удовлетворены, тогда в мире появится еще один оптимист, который станет уверенным и цельным человеком.

Если цикл формирования привязанности нарушается, потребности ребенка игнорируются, его жизнь определяет недоверие.

  1. 2—4 ГОДА: «Я ЕСТЬ ТО, ЧТО Я ХОЧУ».

Теперь природа ищет еще один способ поддержания привязанности.

«В идеальном случае к третьему году жизни ребенок начинает понимать близость как принадлежность или ощущение себя частью другого или группы. Быть близким — значит быть на одной стороне с кем-то. Поэтому дети начинают принимать сторону тех, к кому они привязаны: соглашаться, заступаться, служить и слушаться». (Г. Ньюфелд)

С 2 до 4 лет развивается самостоятельность и самоконтроль, у ребенка появляется возможность сказать о своих потребностях. Малыш постоянно ищет и проверяет границы, научается жить в обществе, определяет его правила и нормы. Чтобы управлять чувствами и действиями, ребенку требуется безопасная среда дома и понимание себя, своих чувств и желаний.

Как часто трехлетки испытывают приступы «негативизма»: такие слова, как «нет», «хочу», «не хочу» прочно захватывают лексикон ребенка. Когда трехлетка не добивается того, что хочет, то становится «крикуном» и скандалистом.

Как часто родители «списывают» такие трудности на характер, наследственность, а в действительности, упорный «негативизм» трехлеток — это обычная особенность данного возрастного этапа. И, как вы из этого кризисного периода выйдете, скажется и на развитии ребенка, и на его взаимоотношениях с вами.

Помните, что переживание противоречивых мыслей и чувств — движущая сила для умственного развития ребенка! Чтобы малыш вырос самостоятельным и инициативным, принимайте его таким, какой он есть.
Здорово, когда ребенок проявляет свои способности, живет в богатой сенсорной среде, которая удовлетворяет его возрастным потребностям, жажде деятельности. Если в щедрых «границах» ребенок встретит радушие, любовь и принятие, то будет воспринимать себя как самостоятельную и сильную личность.

Если же ребенок сталкивается с упреками или не имеет границ своих действий, если требования взрослых настолько велики, что он постоянно не справляется с их выполнением, то у него развивается горечь и чувство вины.

  1. 4—7 ЛЕТ: «Я ЕСТЬ ТО, ЧЕМ Я СТАНУ».

К пяти годам раскрывается удивительное явление! Ребенок отдает свое сердце тому, к кому он привязан. Возникает эмоциональная близость между детьми и родителями. Гордон Ньюфелд постоянно говорит о том, что овладевать сердцами наших детей нужно для того, чтобы мы сохранили их мягкими и добрыми.
В возрасте 4-6 лет ребенок носит образ любящего и любимого родителя в сердце и находит в этом поддержку и успокоение. Поэтому пятилеткам в ход так идут вот такие подарки!

Не зря в этом возрасте у девочек возникает желание выйти замуж за папу … Это непреодолимое желание никогда не расставаться с любимыми, ведь по той же причине и взрослые люди женятся/выходят замуж.

В идеале в 5 лет развиваются инициативность и самостоятельность.

Поведение ребенка часто выказывает симптомы того, что ему недостает. Чтобы помочь малышу в дальнейшем эмоциональном развитии, позволяйте ему реагировать и проявлять чувства, которые считаются отрицательными, например, злость, огорчение, тоска и агрессивность. Начиная с 4 лет, очень актуальны игры на развитие эмоций.

МУДРОСТЬ СЛЁЗ
Через позитивное взаимодействие с окружением ребенок отчасти компенсирует возникшие раньше недостатки. Разочарование — важная часть жизни, и если ребенок научится переносить его в малолетстве, то будет готов к этому будучи взрослым.

В теории привязанности разочарование обозначается тщетностью.

«Таких переживаний в жизни маленького ребенка десятки в день, наиболее распространенным является родительское «нет». Другие каждодневные переживания тщетности включают в себя ситуации, когда что-то идет не так, как хочется; не получается быть лучшим во всем; не получается быть все время первым; невозможно единолично распоряжаться маминым вниманием.

Если процесс разворачивается правильно, то тщетность будет переживаться глубоко в лимбической системе, части мозга, отвечающей за эмоции. Как только тщетность регистрируется эмоциями, энергия, направленная на то, чтобы изменить ситуацию или добиться того, чтобы все было как хочется, успокаивается. В результате этих переживаний повышается психологическая устойчивость и возрастает адаптивность». (Г. Ньюфелд «Ключи к благополучию детей и подростков»).

То есть, переживание тщетности, разочарования — жизненно необходимые чувства для развития ребенка. Родители, не бойтесь огорчать свое дитя! Ведь взросление ребенка и происходит в результате переживания внутреннего диссонанса.
Телесным проявлением ощущения тщетности являются СЛЁЗЫ ТЩЕТНОСТИ.

«Слезы тщетности, появляющиеся, когда мы прекращаем попытки сделать то, что не получается, довольно сильно отличаются по своему химическому составу. Всегда нужно отпустить какое-то желание, чтобы мозг обнаружил, что, не получив своего можно выжить…

Греки называли эти виды тщетности трагедиями и ставили представления, чтобы вызвать слезы. Они видели в этом ключ к цивилизованному обществу. В традиционных обществах слезы всегда были частью воспитания детей.

Мы утратили мудрость своих слез, а с ними и способность адаптироваться к тому, что мы не можем контролировать.

Сегодня слишком много родителей бояться огорчить своего ребенка, бояться сказать «нет»… В результате, мы растим поколение избалованных детей, которым постоянно нужно добиваться своего, которые не умеют адаптироваться к обстоятельствам».(Г. Ньюфелд «Ключи к благополучию детей и подростков»).

Начиная с 4 лет, ребенок сравнивает себя со взрослыми. Так он получает представление о себе и об окружающем мире. Гордон Ньюфелд пишет:

«Мы всегда несем в себе свое детство, и те потребности, которые мы не удовлетворили на ранних стадиях развития, мы всегда стремимся их компенсировать. Наши давние неудовлетворенные потребности часто дают о себе знать всю жизнь.

Это значит, что если ребенок не научился доверять, он будет с трудом доверять людям, что повлияет на его дальнейшее развитие и его взрослую жизнь. Чтобы помочь ему ликвидировать ущерб, мы должны проявить понимание, представить себе, на какой стадии развития возникло это нарушение».

Результатом этих естественных процессов взросления становится глубокое чувство собственной отдельности и то невероятно-приятное чувство, когда тебя по-настоящему знают, понимают и любят.

«Для собственного благополучия дети должны быть глубоко привязаны к ответственным за них взрослым. Это нужно им, чтобы получать подпитку, необходимую для истинного роста и взросления. Это нужно им, чтобы предотвратить вредящую им застенчивость и нейтрализовать инстинктивное противление. Это нужно им, чтобы они хотели быть хорошими. Это нужно им, чтобы уменьшить разделение, с которыми они сталкиваются.

Как и растения, дети никогда не могут быть слишком привязаны. Чем глубже привязанность, тем больше пространства для личности, индивидуальности и независимости». (Гордон Ньюфелд)

КАК СФОРМИРОВАТЬ ПРИВЯЗАННОСТЬ C РЕБЁНКОМ?

Привязанность возникает на уровне органов чувств, которые дарит качественное общение с близкими: материнский массаж, объятия (физический компонент общения — ключевой для формирования привязанности), грудное вскармливание, душевные разговоры, знаки любви, внимание и интерес по отношению к ребенку. Эти активаторы привязанности — слишком сильные, не отказывайте малышу ни в одном из них!

Покажите ребенку с помощью проявлений любви, что он важен, что по нему скучают, радуются ему. Человек всю жизнь держится за мысль, что ему рады, что его понимают и любят. Посмотрите вокруг: какое количество взрослых страдают от того, что родители давали им в детстве мало физического тепла…

На занятиях по материнскому массажу инструктора IAIM постоянно рассказывают родителям, как важно выполнять ежедневный массажный ритуал — спрашивать разрешение у ребенка на массаж , поддерживать «контакт глаза в глаза» во время прикосновений к младенцу, разговаривать во время массажа, благодарить… Детки с рождения видят родительскую улыбку, слышат приятный голос, ценят контакт с родителями и, соответственно, с нетерпением ждут каждого сеанса массажа!

Таким образом, массаж становится танцем всех танцев — танцем привязанности. С помощью ежедневного массажного ритуала, мы передаем ребенку непроизвольное восхищение самим фактом его существования. Ведь массаж мы делаем только в состоянии спокойного бодрствования — состоянии готовности к общению с мамой и папой. В момент массажа вы показываете малышу своими прикосновениями, улыбками, словами, объятиями, как вы счастливы от того, что вы — вместе!

«Самый лучший наш дар — позволить ребенку почувствовать, что в нашем присутствии он может быть именно таким, каков он на самом деле, выразить наше восхищение самим его существованием…

Наша цель как родителей — дать ребенку такой стимул, слишком желанный и важный, чтобы от него можно было отвернуться, любящее принятие, которое не могут предложить ему сверстники. Держась за наш дар безусловной любви, ребенок будет держаться за нас эмоционально — так же как младенец, сжимающий в кулачке родительский палец»(Гордон Ньюфелд «Не упускайте своих детей»).

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПРИВЯЗАННОСТЬ?

Как видите, не только для того, чтобы построить хорошие отношения с детьми. Все родители хотят, чтоб их детки хорошо учились и стали успешными. А когда отношения родителей к детям основаны на доверии, у ребенка лучше всего развиваются природные склонности к самообучению.

САМООБРАЗОВАНИЕ — ПУТЬ К УСПЕХУ.

Гордон Ньюфелд в докладе «Факторы обучаемости» говорил о том, какая эмоциональная база к 7 годам должна быть у начинающего школьника, чтобы обучение имело успех:

— Любопытство, чувство личной ответственности.

— Способность учиться на своих ошибках.

— Способность справляться с внутренними противоречиями.

— Привязанность к учителю.

Благодаря этим факторам, которые дает привязанность, мы освобождаем огромный потенциал к обучению, самообразованию и успешному развитию ребенка!

Поделитесь опытом воспитания разновозрастных детишек в комментариях! Как вы относитесь к идее воспитания вообще и формированию привязанности в частности? В каком возрасте малыша вам сложнее всего было быть родителем? С какими кризисными периодами пришлось столкнуться? Что помогало и помогает вам сейчас?

Когда мы делимся, обсуждаем и дискутируем, это так помогает в возникновении новых идей и родительского вдохновения! Давайте больше общаться!
Использование авторских материалов возможно только с ссылкой на автора и сайт juliabelova.ru

 

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *